Система охлаждения

Элементы системы охлаждения двигателя 1,6-I/1,8-I

1 – радиатор отопителя;
2 – возвратный трубопровод;
3 – корпус дросселя;
4 – расширительный бачок;
5 – теплообменник масла;
6 – впускной коллектор;
7 – верхний шланг радиатора;
8 – нижний шланг радиатора;
9 – радиатор;
10 – трубопровод подачи охлаждающей жидкости;
11 – водяной насос/термостат;
12 – головка блока цилиндров/блок цилиндров двигателя;
13 – соединительный патрубок


Элементы системы охлаждения дизельного двигателя

1 – радиатор отопителя;
2 – теплообменник масла;
3 – расширительный бачок;
4 – верхний шланг радиатора;
5 – нижний шланг радиатора;
6 – радиатор;
7 – водяной насос;
8 – блок цилиндров двигателя


Агрегаты системы охлаждения двигателя 1,8-I

1 – винт, 20 Нм;
2 – нижний кожух зубчатого ремня;
3 – уплотнительное кольцо. При   установке необходимо использовать новое уплотнительное кольцо;
4 – водяной насос. Термостат   расположен в корпусе водяного насоса;
5 – теплообменник масла крепится на держателе масляного фильтра;
6 – фиксирующие скобы;
7 – электрический разъем;
8 – датчик температуры охлаждающей жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для системы управления двигателем и указателя температуры;
9 – заглушка;
10 – к радиатору отопителя;
11 – соединительный патрубок;
12 – болт, 10 Нм;
13 – трубопровод для охлаждающей жидкости;
14 – корпус дросселя;
15 – от радиатора отопителя;
16 – трубопровод для охлаждающей жидкости;
17 – крышка;
18 – уплотнительное кольцо;
19 – расширительный бачок;
20 – шланг для охлаждающей жидкости;
21 – кронштейн. Кронштейн предназначен для крепления механизма натяжения поликлинового ремня, вискомуфты вентилятора радиатора, крыльчатки насоса усилителя рулевого управления и генератора.
22 – ремень;
23 – крыльчатка вентилятора радиатора


Вентилятор и радиатор автомобилей с четырехцилиндровыми двигателями

1 – крыльчатка;
2 – виско-муфта;
3 – шкив;
4 – кронштейн;
5 – передняя поперечина;
6 – штора радиатора;
7 – уплотнение;
8 – радиатор


Система охлаждения герметичного типа включает водяной насос с приводом от вспомогательного приводного ремня, вентилятор радиатора с термовязкостной муфтой, радиатор, расширительный бачок, термостат и радиатор отопителя, а также шланги и переключатели. При запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует вокруг блока цилиндров и головки блока цилиндров. Теплая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя к водяному насосу. Поскольку охлаждающая жидкость при нагреве расширяется, то повышается ее уровень в расширительном бачке. Поступление охлаждающей жидкости через радиатор закрыто, что обеспечивает закрытый термостат. Когда охлаждающая жидкость достигнет предопределенной температуры, термостат открывается и горячая охлаждающая жидкость проходит через шланг к радиатору, поскольку охлаждающая жидкость проходит через радиатор, происходит ее охлаждение потоком встречного воздуха. Термовязкостная муфта вентилятора радиатора включается в зависимости от температуры воздуха за радиатором. При достижении предопределенной температуры открывается клапан в муфте и термовязкостная муфта приводит в действие крыльчатку вентилятора. Когда температура охлаждающей жидкости находится в пределах от +92° С до +98° С термодатчик включает первую ступень вентилятора радиатора и вентилятор вращается с уменьшенным числом оборотов. При температуре охлаждающей жидкости от +99° С до +105° С термодатчик включает вентилятор радиатора на вторую ступень и вентилятор вращается с максимальным количеством оборотов.

Вентилятор с электрическим приводом может включаться и после выключения зажигания. Поэтому при проведении работ на горячем двигателе на время проведения работ необходимо отсоединить электрический разъем от двигателя вентилятора.

  При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как выходящие пары могут привести к сильным ожогам. Для этого закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно отвинтите крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно отвинтите, и снимите крышку с расширительного бачка.   Не допускайте попадания охлаждающей жидкости на одежду и лакокрасочное покрытие кузова. В противном случае промойте поверхность обильным количеством воды.

Вентилятор радиатора

Вентилятор системы охлаждения имеет привод от двигателя посредством клинового ремня с нервюрами. Частота вращения вентилятора регулируется виско-муфтой в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Кроме того, в зависимости от модели установленного двигателя и комплектации автомобиля (например, наличие автоматической коробки передач установленного на заводе-изготовителе тягово-сцепного устройства, климатической установки) в системе охлаждения двигателя может быть дополнительный электровентилятор с автоматическим управлением.

  После остановки двигателя вентилятор может еще некоторое время (до 10 минут) вращаться – также и после выключения зажигания.
Остановившийся вентилятор может также после некоторого времени внезапно опять начать вращаться, если:

 – повысилась температура охлаждающей жидкости из-за перепада температур в двигателе;
 – при горячем двигателе повысилась температура воздуха в моторном отсеке из-за интенсивного солнечного излучения.

Возможные неисправности системы охлаждения

ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Температура охлаждающей жидкости очень высокая. При этом на комбинации приборов горит контрольная лампа

Недостаточно охлаждающей жидкости в системе охлаждения Проверьте и, при необходимости, доведите до нормы уровень охлаждающей жидкости. При постоянных потерях охлаждающей жидкости определите и устраните причину вытекания охлаждающей жидкости.
Не открывается термостат Проверьте, нагреваются ли шланги системы охлаждения, подсоединенные к радиатору. Если шланги холодные, снимите, проверьте работоспособность и, при необходимости, замените термостат. Альтернативно, снимите термостат. При этом двигатель будет прогреваться до нормальной рабочей
Загрязнена наружная поверхность радиатора Продуйте радиатор сжатым воздухом со стороны моторного отсека.
Уменьшена проходимость радиатора за счет отложения на внутренней поверхности радиатора известкового налета или ржавчины Замените радиатор.
Не работает вентилятор радиатора Замените приводной ремень вискомуфты вентилятора радиатора.
На дополнительном вентиляторе с электрическим приводом проверьте надежность подсоединения электрических разъемов к термодатчику и электродвигателю вентилятора. Проверьте исправность двигателя вентилятора радиатора, для чего отсоедините электрический разъем от термодатчика и замкните контакты разъема. При включенном зажигании вентилятор радиатора должен работать. В противном случае замените электродвигатель вентилятора радиатора.
Неисправен клапан в крышке расширительного бачка Проверьте клапан под давлением.
Неисправен указатель температуры охлаждающей жидкости Проверьте исправность указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости.
Не работает водяной насос Замените ремень привода водяного насоса.