Система смазки
Кругооборот моторного масла
1 – канал подачи масла в головке блока цилиндров,
2 – основная масляная магистраль,
3 – распыление масла для охлаждения поршней,
4 – поток масла в масляном фильтре,
5 – теплообменник масла
Смазка двигателя осуществляется под давлением. Масляный насос забирает масло из масляного поддона через сетчатый фильтр и подает его под давлением через фильтр тонкой очистки масла. В масляном насосе имеется перепускной клапан, который поддерживает давление на одном уровне в системе смазки двигателя. Если давление в системе смазки двигателя повышается выше определенного уровня, открывается перепускной клапан и часть масла стекает обратно в масляный поддон.
Проходя через масляный фильтр, очищенное масло поступает в главную масляную магистраль. В масляной магистрали установлен датчик давления масла, который, включая контрольную лампочку на комбинации приборов, сигнализирует о низком давлении масла. В масляном фильтре имеется клапан, который в случае сильного загрязнения масляного фильтра перепускает неочищенное масло прямо в масляную магистраль.
Из главной магистрали по каналам масло под давлением подается для смазки коренных подшипников коленчатого вала и далее через каналы в коленчатом валу к шатунным подшипникам. Для охлаждения поршней масло через форсунки разбрызгивается на нижнюю часть поршней.
По каналам масло подается к головке блока цилиндров для смазки подшипников
распределительных валов и в гидравлические толкатели.
Расход масла
Расход масла – это количество масла, необходимое для обеспечения процесса
сгорания топливо-воздушной смеси. К разряду расхода масла не относятся потери
масла в связи с негерметичностью системы смазки двигателя. Расход масла также
определяет высокие температуры и давления, присутствующие при работе двигателя.
На расход масла также влияют условия эксплуатации автомобиля и манера вождения.
Максимальный расход масла – это 1 л на 1000 км пробега автомобиля.
Не заливайте моторное масло
выше метки max на щупе, так как в противном случае несгоревшее масло может попасть
в выхлопную систему и повредить катализатор.
Выбор масла для двигателя
Вязкость маслаВязкость характеризует текучесть масла. В зависимости от температуры масло имеет тенденцию к уменьшению текучести. По мере увеличения температуры масло становится более текучим. Это ухудшает способность масла к сцепляемости и устойчивости выдерживать высокие контактные давления. При охлаждении масло густеет, уменьшается текучесть и возрастает внутреннее трение. Из-за этого свойства необходимо применять моторное масло с такой вязкостью, которая меняется при изменении температуры в возможно меньших пределах.
При запуске холодного двигателя масло должно быть в достаточной степени жидким для того, чтобы чрезмерно не перегружать двигатель и чтобы после запуска масло быстрее проникло во все места, где необходима смазка.
Текучесть масла равнозначна его внутреннему трению и обозначается единицами
SAE (Society of Automotive Engineers - Ассоциация Автомобильных Инженеров),
например SAE 30, SAE 10. Высокий показатель SAE означает, что масло густое,
низкий – характеризует жидкое масло. Тем не менее, вязкость масла полностью
не характеризует смазочных свойств масла.
Всесезонные масла
В двигателях автомобилей предпочтительно использовать всесезонные масла. Преимущество
всесезонных масел состоит в том, что их не нужно выбирать в зависимости от времени
года. Они изготавли ваются на базе жидкого односезонного масла (типа 10W). В
нагретом состоянии это масло стабилизируется так называемым сгустителем, что
обеспечивает соответствующие смазочные качества масла при всех температурах.
При использовании всесезонного масла, следует применять современные сорта с
широким температурным диапазоном вязкости, например 10W-40, 15W-50.
Буква W (winter – зима) в обозначении SAE характеризует пригодность использования
масла в зимний период.
Классы вязкости и диапазон использования масла
Так как диапазон использования соседних классов SAE перекрываются, можно не
обращать внимание на кратковременные температурные колебания. Допускается смешивание
масел различных классов вязкости, если требуется доливка масла, а окружающая
температура уже не соответствует классу вязкости масла залитому в двигатель.
При длительных наружных температурах ниже –20° С рекомендуется заливать масло SAE 5W-20.
Моторные масла CD, которые
производитель обозначает как масла для дизельных двигателей, непригодны для
бензиновых двигателей. Имеются масла, применение которых возможно в двух типах
двигателей, в этом случае на емкости с маслом указываются оба обозначения, например
SG/CD. Дополнительные добавки
к маслу, независимо от их вида и назначения, не должны добавляться в масло.
Моторные масла
Для современных двигателей следует использовать только масла D. Масла HD являются
маслами с повышенными смазочными свойствами, улучшенными за счет различных присадок.
Эти присадки обеспечивают лучшую противокоррозионную защиту, более благоприятные
условия против явления окисления, наименьшую склонность к образованию шлаков,
наилучшее изменение вязкости, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие
присадки не только уменьшают образование остатков в двигателе, но и одновременно
обладают способностью эти остатки и все прочие загрязнения в моторном масле растворять
и держать во взвешенном состоянии так, что при замене масла эти загрязнения удаляются
вместе со сливаемым маслом.
Качество масел HD определяется по системе API (American Petroleum Institut). Европейские производители также придерживаются этой системы.
Обозначение сорта масла производится двумя буквами. Первая буква характери зует область применения: S – Servise, предназначены для карбюраторных двигателей; С – Commercial, предназначены для дизельных двигателей.
Вторая буква определяет сорт масла в алфавитном порядке.
Маслами высшего сорта по классификации API являются SG для карбюраторных двигателей
и CD для дизельных двигателей.
Бензиновые двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация VW 500 00.
В – всесезонные масла, спецификация VW 501 01;
– всесезонные масла, спецификации API-SF или SG.
Дизельные двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация
VW 500 00 (для дизельных двигателей с турбонаддувом только в смеси со спецификацией
VW 505 00).
В – всесезонные масла, спецификация VW 505 00 (неограниченно для всех дизельных
двигателей);
– всесезонные масла, спецификация API-CD (для дизельных двигателей
с турбонаддувом только в случае крайней необходимости для доливки);
– всесезонные масла, спецификация VW 501 01 (для дизельных
двигателей с турбонаддувом только в смеси со спецификацией VW 505 00).
Неисправности системы смазки
ПРИЧИНА |
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
При включении зажигания не загорается контрольная лампа давления масла | |
Неисправен датчик давления масла | При включенном зажигании отсоедините электрический разъем от датчика давления масла и соедините его с массой автомобиля. Если при этом загорится контрольная лампа давления масла, значит, неисправен датчик давления масла, и его необходимо заменить. |
Обрыв в электрической цепи датчика давления масла или окисленные контакты | Проверьте электрическую цепь датчика давления масла и состояние контактов. |
Неисправность контрольной лампы давления масла | Замените контрольную лампу давления масла. |
После запуска двигателя контрольная лампа давления масла не гаснет | |
Слишком высокая температура моторного масла | При увеличении оборотов двигателя контрольная лампа давления масла должна погаснуть. |
Контрольная лампа давления масла не гаснет при увеличении оборотов двигателя или загорается в процессе работы двигателя | |
Слишком низкое давление масла | Проверьте уровень моторного масла и при необходимости, доведите его до нормы. Проверьте давление масла. |
Замыкание на массу провода от датчика давления масла | Отсоедините от датчика давления масла электрический разъем и изолируйте его. Включите зажигание. Если при этом контрольная лампа давления масла загорается, проверьте состояние электрической цепи датчика давления масла. |
Неисправен датчик давления масла | Замените датчик давления масла. |
Низкое давление масла на всех оборотах двигателя | |
Уровень моторного масла в двигателе ниже нормы | Доведите уровень моторного масла в двигателе до нормы. |
Загрязнен сетчатый фильтр или имеется отверстие в трубке маслоприемника | Снимите масляный поддон и очистите сетчатый фильтр или замените трубу маслоприемника. |
Увеличенный зазор в подшипниках коленчатого вала. | Проверьте состояние подшипников коленчатого вала и, при необходимости, замените их. |
Неисправен масляный насос | Снимите масляный насос, проверьте его состояние и при необходимости, замените. |
Уменьшенное давление масла на низких оборотах двигателя | |
Перепускной клапан масляного насоса находится в постоянно открытом положении | Снимите перепускной клапан и проверьте его состояние. |
Увеличенное давление масла при оборотах двигателя более 2 000 об/мин | |
Не открывается перепускной клапан | Снимите перепускной клапан и проверьте его состояние. |