Аккумуляторная батарея - описание, обслуживание, снятие и установка

Аккумулятор – это устройство для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как электриче ство.

Аккумулятор работает благодаря тому, что два различных металла, находясь в кислотном растворе, вырабатывают электричество.

Аккумулятор обладает стопроцентной эффективностью при 27° С. При –18° С эффективность того же аккумулятора падает до 40%. Теперь для того, чтобы запустить двигатель, необходимо иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при 27° С.

Стартовая мощность (пусковые амперы) показывает способность аккумулятора запустить автомобиль в условиях очень холодной погоды. Он показывает количество ампер, которое вырабатывает аккумулятор в течение 30 секунд при –18° С без падения напряжения ниже 7,2 вольт (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.

Резервная мощность показывает протяженность времени в минутах, в течение которого аккумулятор обеспечивает 25 ампер при 27° С. Этот фактор представляет собой время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе заряда.

В зимних условиях при –18° С и ниже аккумулятор будет плохо заряжаться в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затраченная аккумулятором на запуск, не компенсируется. В результате аккумулятор работает на износ, постоянно разряжается и в конце концов, отказывает.

В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно стартовать заново. Такие "горячие старты" иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или больше. Это особенно распространяется на высококомпрес сионные двигатели с большим рабочим объемом и автомобили с кондиционерами. Это еще раз подчеркивает важность правильного выбора аккумулятора в соответствии с двигателем автомобиля.

  Работать необходимо в защитных очках. Нельзя допускать попадания капель кислоты и частиц, содержащих соединения свинца, в глаза, на кожу или на одежду.   Электролит очень агрессивен. Используйте защитные перчатки и очки. Не наклоняйте батарею – из вентиляционных отверстий может вылиться электролит. При попадании электролита в глаза тотчас промойте глаза чистой водой в течение нескольких минут. После этого незамедлительно обратитесь к врачу. При попадании электролита на кожу или на одежду, тотчас нейтрализуйте кислоту щелочным мылом и промойте соответствующее место большим количеством чистой воды. Если по ошибке электролит попал внутрь организма, срочно обращайтесь к врачу.   При заряде аккумуляторных батарей выделяется взрывоопасная смесь газов.
  При работе с проводами и электрическими приборами запрещено пользование огнем, искрящими устройствами, открытыми пожароопасны ми световыми приборами и курение. Следует избегать возникновения искрения при обращении с проводами и электрическими устройствами. Никогда не замыкайте напрямую клеммы батареи: существует большая опасность получения трав мы из-за сильного искрения.   Перед проведением любых работ по системе электрооборудования автомобиля отсоединяйте минусовой провод от аккумуляторной батареи. При замене ламп накаливания достаточно выключить соответствующие выключатели.   При отсоединении аккумуляторной батареи от бортовой электросети автомобиля отсоедините сначала минусовой провод, а затем плюсовой. При работающем двигателе нельзя отсоединять батарею, так как, в противном случае будут повреждены электронные устройства системы электрооборудования.   При установке батареи на автомобиль следует сначала подсоединить плюсовой провод, а затем – минусовой.   Чтобы корпус аккумуляторной батареи защитить от воздействия ультрафиолетового излучения, не следует хранить батарею при прямом дневном свете.

Периодические проверки и уход за клеммами


Аккумулятор расположен на левой передней стороне моторного отсека.


Чистота аккумуляторной батареи и, в особенности, ее верхней поверхности особенно важна, так как накапливающийся на ней слой грязи легко образует электропроводящие трассы, которые приводят к саморазряду батареи. Чистота важна не только для обслуживаемой аккумуляторной батареи, а также и для необслуживаемой батареи, которая, несмотря на свое название, не является совершенно необслуживаемой.
Проверьте плотность подсоединения зажимов аккумулятора (А) и целостность изоляции проводов (В).


1. Проверьте плотность подсоединения зажимов аккумулятора (А) и целостность изоляции проводов (В).


2. Используя металлическую щетку, очистите клеммы аккумулятора и клеммы проводов.
При необходимости, промойте клеммы раствором соды в теплой воде. Соблюдайте осторожность, чтобы раствор соды не попал в банки аккумулятора.

3. Проверьте, что гайки крепежного элемента аккумулятора надежно затянуты. Не перетягивайте гайки, так как корпус аккумулятора можно повредить.

4. Перед подсоединением зажимов аккумулятора смажьте клеммы безкислотным вазелином и антикоррозионным компаундом.

5. Периодически (1 раз в квартал) проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи, для чего измерьте плотность электролита в банках аккумуляторной батареи.

Если аккумуляторная батарея была отсоединена от бортовой сети и опять присоединена к ней

Когда Вы отсоединяете батарею от бортовой сети, имейте в виду, что:

 – все данные из запоминающего устройства маршрутного компьютера стираются;
 – все данные из запоминающего устройства памяти водительского сиденья стираются;
 – часы со стрелочной индикацией останавливаются, часы с цифровой индикацией сбиваются;
 – установленный на заводе-изготовителе приемник блокируется;
 – автоматика подъема и опускания стекол с электростеклоподъемниками не работает.

После подключения аккумуляторной батареи к бортовой сети Вам следует заново установить часы как со стрелочной, так с цифровой индикацией.

Далее Вам следует восстановить функционирование автоматики полного подъема и опускания стекол.

Кроме того, Вам следует заново инициализировать память водительского сиденья, иначе не будет запоминания регулировок.

Установленный на заводе-изготовителе радиоприемник можно привести в рабочее состояние только посредством ввода соответствующего кода.

Эксплуатация

Если Вы собираетесь сохранить работоспособность батареи на протяжении максимально длительного периода времени, соблюдайте следующие правила:

  – при неработающем двигателе выключайте все электрические приборы в автомобиле;
  – отключение батареи от сети автомобиля начинайте с отрицательного провода;
  – каждые 15–20 дней (через 2 500 км пробега) вытирайте аккумулятор от грязи во избежание его саморазряда. С этой же целью нужно устранить потеки электролита и изолировать от корпуса крепежную рамку;
  – аккумулятор должен быть надежно закреплен на автомобиле. Следите за тем, чтобы клеммы проводов были прочно закреплены на выводах аккумулятора, в противном случае возможен взрыв;
аккумулятор может непрерывно работать в стартерном режиме не более 15 секунд; перерыв между циклами должен `составлять не менее 60 секунд;
  – ериодически проверяйте вольтметром напряжение, вырабатываемое реле-регулятором. Показания необходимо снимать непосредственно на клеммах аккумулято ра при работающем, прогретом двигателе. Величина напряжения должна укладываться в диапазон от 13,8 до 14,5 Вольт;
  – на обслуживаемых аккумуляторах желательно через каждые 3 000 км проверить уровень и плотность электролита. Уровень электролита проверяется по специальной отметке на прозрачных корпусах или при помощи специальной стеклянной трубки в непрозрачных корпусах. Электролит должен на 10–15 мм закрывать верхний край пластин. Плотность электролита проверяется при помощи ареометра. Если плотность стала ниже значения 1,23 г/см3 зимой и 1,19 г/см3 летом, необходима подзарядка;
  – даже если генератор и регулятор напряжений исправны, а уровень электролита в норме, подзарядка при помощи зарядного устройства необходима 1 раз в месяц зимой и каждые 6 месяцев в другие времена года;
  – залитый электролитом аккумулятор хранить можно только полностью заряженным, при этом плотность электролита должна проверяться один раз в месяц;
  – зарядку аккумулятора производят током, составляющим ровно 0,1 от номинальной емкости. Например, аккумулятор емкостью 50 А/ч необходимо заряжать током силой 5 А, при вывинченных пробках заливных отверстий;
  – не стоит заливать в аккумулятор электролит с удельным весом более 1,28 г/см3. Пытаясь, таким образом, увеличить пусковой ток, Вы в короткий промежуток времени выведете из строя аккумулятор. По этой же причине доводить уровень электролита до нормы можно только дистиллированной водой;
  – в непрозрачной обслуживаемой батарее уровень электролита можно замерить при помощи полой стеклянной трубочки, закрыв один ее конец пальцем. Во взятой "пробе" высота столбика жидкости внутри трубки будет соответствовать высоте превышения уровня электролита над верхним краем пластин;
  – необходимо удалить потеки электролита или нейтрализовать возможность воздействия электролита на окружающие предметы; сделать это можно при помощи 10-процентного раствора нашатыря или соды.

Не допускается эксплуатация разряженной батареи, особенно зимой.

В разряженном аккумуляторе слишком высок процент воды в электролите. Электролит может замерзнуть и вывести из строя корпус аккумулятора. Не пытайтесь заряжать замерзший аккумулятор большим током или заводить автомобиль от постороннего источника, Дайте аккумулятору оттаять, а затем попытайтесь восстановить его путем зарядки током малой силы, и он еще может послужить.

Трещина в банке обслуживаемого аккумулятора – не всегда причина его замены. Вылейте электролит, высушите и промойте бензином трещину, после чего обработайте ее напильником. Опилки, образовав шиеся при разделке трещины, смешайте с эпоксидным клеем или шпатлевкой. Полученным составом тщательно замажьте трещину. После данной процедуры электролит заливайте не ранее, чем через 24 часа.

Эксплуатация в зимних условиях

Зимой на аккумуляторную батарею падает особенно большая нагрузка. Кроме того, при низких температурах батарея отдает при пуске двигателя только часть той мощности, которой она располагает при положительной температуре. Поэтому мы рекомендуем перед началом зимнего сезона проверить аккумуляторную батарею и при необходимости дозарядить ее.

Если автомобиль при очень сильных морозов на протяжении нескольких недель не эксплуатируется, следует снять аккумуляторную батарею и поставить ее на хранение в отапливаемое помещение для того, чтобы она не замерзла и вследствие этого не разрушилась.

Как проверить аккумулятор

Расположение меток для проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее


Аккумуляторная батарея при нормальных условиях эксплуатации автомобиля почти не требует обслуживания. При высокой температуре окружающего воздуха рекомендуется время от времени проверять уровень электролита в батарее. Также следует проверять уровень электролита при заряде батареи. Он должен всегда находиться между метками MIN и МАХ, нанесенными на продольных сторонах батареи, смотрите рисунок – Расположение меток для проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее.

При снижении уровня электролита следует в соответствующие банки долить дистиллированную воду до отметки МАХ. Это следует сделать до того, как электролит опустится ниже отметки MIN.

Не наливайте электролит выше необходимого уровня, так как в противном случае электролит будет вытекать через вентиляционное отверстие. Это может привести к повреждению лакокрасочного покрытия и к коррозии кузова.

После доливки электролита следует плотно закрыть соответствующие аккумуляторные банки пробками.
Проверку плотности электролита в аккумуляторе необходимо производить каждые 3 месяца для того, чтобы определить нагрузочную способность аккумулятора.

Проверка производится плотномером. При определении плотности электролита необходимо учитывать температуру аккумулятора. При температуре электролита ниже 15° С на каждые 10° меньше этой температуры из измеренной плотности вычтите значение 0.007. Для каждых 10° свыше 15° добавьте 0.007.

Плотность электролита в аккумуляторе должна находиться в следующих пределах:

 

Температура

Ниже 25° С

Выше 25° С

Полная зарядка

1.270 – 1.290

1.210 – 1.230

Зарядка на 70 %

1.230 – 1.250

1.170 – 1.190

Разряженный

1.110 – 1.130

1.050 – 1.070


Плотность электролита измеряйте в каждой банке. Разница в плотности 0.04 или больше между двумя любыми банками указывает на потерю электролита или сульфатацию пластин.

Если плотность электролита между двумя любыми банками отличается больше, чем на 0.04 аккумулятор подлежит замене. Если плотность электролита ниже требуемой, но одинаковая во всех банках, аккумулятор необходимо зарядить.

В случае использования необслуживаемого аккумулятора состояние аккумулято ра можно проверить только вольтметром. В аккумуляторах со встроенным индикатором степени заряженности состояние аккумулятора определяется по цвету индикатора. Зеленый цвет индикатора соответствует полной зарядке аккумулятора. Черный цвет индикатора указывает на необходимость зарядки аккумулятора. Синий цвет индикатора свидетельствует о низком уровне электролита в аккумуляторе.

Как зарядить аккумулятор

Зарядка аккумулятора должна производиться, когда аккумулятор снят с автомобиля.

Зарядку аккумулятора производите зарядным током, составляющим 0,1 от емкости аккумулятора и до тех пор, пока плотность электролита в аккумуляторе не будет повышаться в течение 4-х часов.

Использование больших токов для быстрой зарядки аккумулятора не рекомендуется, т. к. в этом случае может произойти коробление пластин из-за перегрева.

Во время зарядки аккумулятора температура электролита не должна превышать 37,8° С.

Перед зарядом следует выключить зажигание и все потребители тока.

При заряде малым током (например с помощью маломощного зарядного устройства), нет, как правило, необходимости отсоединять соединительные провода бортовой системы электрооборудования. В любом случае необходимо следовать указаниям изготовителя зарядного устройства.

Перед ускоренным зарядом, что означает заряд большим током, следует оба провода, соединяющие батарею с бортовой системой электрооборудования от батареи отсоединить.

Мы рекомендуем больше не ставить на автомобиль однажды замерзшую и оттаявшую аккумуляторную батарею, так как моноблок батареи может иметь внутри трещины вследствие образования льда при замерзании батареи. Расшифровка символов, нанесенных на этикетку аккумулятора

1 – При обслуживании аккумулятора необходимо соблюдать правила по технике безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации.
2 – В аккумуляторе имеется разъедающая кислота и необходимо соблюдать осторожность, чтобы кислота не пролилась из аккумулятора.
3 – Не пользуйтесь открытым огнем около аккумулятора.
4 – При работе с аккумулятором используйте защитные очки. 5 – Держите аккумулятор в месте, не доступном для детей.
6 – При утилизации аккумулятор сдавайте только в предназначенные для этого пункты.
7 – Не выбрасывайте аккумулятор вместе с бытовым мусором.
8 – Газы, выделяемые при зарядке аккумулятора взрывоопасны.


Подсоединение шланга для вывода газов с аккумулятора, образующихся при его работе


Элементы крепления аккумулятора


1 – опорный кронштейн,
2 – крепежная пластина,
3 – болт,
4 – кронштейн


Аккумулятор установлен в задней части моторного отсека у основания ветрового стекла.

  При отсоединении клемм аккумулятора в блоках памяти устройств управления стираются данные о записанных неисправностях, поэтому перед отсоединением клемм аккумулятора желательно обратиться в специализированную мастерскую для вызова из памяти записанных в нее неисправностей. После подсоединения клеммы аккумулятора необходимо активизировать и перепрограммировать стеклоподъемники с электрическим приводом, а также положение зеркал заднего вида и сидений.   Также если в автомобиле установлен радиоприемник с кодом, то перед отсоединением клемм от аккумулятора, проверьте, что у Вас есть код для повторной активизации приемника. В противном случае ввести радиоприемник в эксплуатацию можно будет только на специализированной станции Фольксваген.

При установке нового аккумулятора необходимо использовать только аккумулятор с выводом газов, образующихся при работе аккумулятора, смотрите рисунок – Подсоединение шланга для вывода газов с аккумулятора, образующихся при его работе.


Снятие

1. Выключите зажигание.

2. Откройте капот.


3. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора и переместите ее в сторону (в большинстве случаев черного или коричневого цвета).

4.Плюсовая клемма батареи защищена крышкой. Откиньте крышку и затем отсоедините плюсовой провод (в большинстве случаев красного цвета).


5. В нижней части аккумулятора отвинтите болт и снимите пластину крепления аккумулятора.

6. Переместите аккумулятор в сторону, при этом освободится крепление второй стороны аккумулятора, и извлеките аккумулятор из моторного отсека.

7. На аккумуляторе имеется наклейка с предупреждающими символами, смотрите рисунок – Расшифровка символов, нанесенных на этикетку аккумулятора.

  Установка

  При установке аккумулято ра не пережмите шланг, предназначен ный для отвода газов, выделяющихся при работе аккумулятора. В трубопроводе отвода газов имеется клапан, который защищает аккумулятор от обратной вспышки.

1. Установите одну сторону аккумулятора на опорный кронштейн, смотрите рисунок – Элементы крепления аккумулятора.

2. Со второй стороны закрепите аккумулятор и привинтите ее болтом, затянув его моментом 20 Нм.

3. Проверьте надежность крепления аккумулятора, так как в противном случае срок службы аккумулятора может быть значительно уменьшен.

4. Подсоедините к аккумулятору сначала положительную клемму, а затем отрицательную и закрепите их, затянув гайки крепления моментом 5 Нм.

5. Если в автомобиле установлен радиоприемник с кодом, повторно перепрограммируйте его.

6. Установите время на часах.

7. Активизируйте стеклоподъемники с электрическим приводом.

7а. Закройте снаружи автомобиль через дверь водителя или дверь переднего пассажира. Проверьте, чтобы стекла и двери были надежно закрыты.

7б. Повторно закройте автомобиль ключом, при этом удерживайте ключ в закрытом положении как минимум одну секунду.

  Если имеется дефект электрических стеклоподъемником, то подсветка кнопок управления на двери будет мигать.

8. Активизируйте функцию запоминания положений наружных зеркал заднего вида и сидений.

8а. Откройте дверь водителя.

8б. Включите зажигание.

8в. Кнопками управления переместите сидение водителя вперед и вверх до упора.

8г. Кнопками управления наклоните спинку сидения водителя до упора вперед.

8д. Выключите зажигание.

Приобретение аккумулятора

Наверное, самое важное, на что должен обратить внимание покупатель, – это характеристики аккумулятора. Их три. Первая – номинальное напряжение, оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. Вторая – емкость, измеряемая в ампер/часах (A/h), означает, грубо говоря, количество электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От емкости зависит, как долго можно крутить стартером двигатель, точнее – сколько можно сделать попыток запустить двигатель. Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. И третья характеристика – пусковой ток (измеряется в амперах, А), т. е. ток, подаваемый на стартер во время пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт Единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских батарей ставится "по умолчанию", т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер провернет двигатель.

Лучше, если вы купите аккумулятор с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля: так он прослужит вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить аккумулятор меньшей емкости, но служить он вам будет меньше обычного срока и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного большей емкости, вы не выиграете в сроке службы, т. к. постоянный недозаряд аккумулятора приведет к сульфатации пластин, и проиграете в деньгах. Увлекаться повышенным пусковым током также не следует: сожжете стартер. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.

Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторы не являются исключением. Есть несколько признаков, по которым можно с достаточной точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе – должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье – качественный аккумулятор немыслим без качествен ного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.