Стартер

Стартер

1 – передняя крышка,
2 – тяговое реле,
3 – кожух,
4 – щеткодержатель, 5 – статор,
6 – ротор,
7 – приводная шестерня с обгонной муфтой


Расположение контактов на задней части тягового реле


1 – клемма 50,
2 – клемма 30


Расположение болтов крепления кронштейна поддержки задней части стартера


А – болт крепления кронштейна к блоку цилиндров,
В – гайки крепления стартера к кронштейну,
С – кронштейн


Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением с электромагнитным тяговым реле. Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.

При включении стартера через обмотку тягового реле стартера начинает протекать ток от аккумулятора. Якорь реле втягивается и контакты реле замыкаются. Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной муфты поворачивает на винтовых шлицах вала якоря стартера поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.

После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.

  Снятие

1. Выключите зажигание и снимите провод массы с аккумулятора.

2. Затяните ручной тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках.

3. Снимите нижний брызговик двигателя.

4. С клеммы 50 тягового реле снимите электрический разъем, смотрите рисунок – Расположение контактов на задней части тягового реле.

5. Отсоедините провод от клеммы 30 тягового реле.


6. Ослабьте хомут, крепящий термозащитную пластину стартера.

7. Вывинтите болт крепления кронштейна поддержки задней части стартера к блоку цилиндров двигателя, смотрите рисунок – Расположение болтов крепления кронштейна поддержки задней части стартера.

8. Отвинтите две гайки (стрелка В), крепящие стартер к кронштейну и снимите кронштейн.


9. Отвинтите болт (1) М12х90, крепящий верхнюю часть стартера, и болт (2) М12х67, крепящий нижнюю часть стартера к картеру коробки передач .

10. Снимите стартер с картера коробки передач и извлеките его из-под автомобиля.

  Установка

1. Установите стартер и закрепите его болтами, затянув их моментом 65 Нм. Имейте в виду, что болты крепления стартера имеют разную длину.

2. Установите кронштейн, поддерживающий заднюю часть стартера и закрепите его болтами и гайками. Затяните болт моментом 22 Нм, а гайки моментом 4 Нм.

3. Затяните хомут крепления термозащитной пластины стартера.

4. Привинтите провод к клемме 30 тягового реле и затяните крепление моментом 30 Нм.

5. Подсоедините электрический разъем к клемме 50.

6. Установите нижний брызговик двигателя.

7. Подсоедините провод массы к аккумулятору.

Неисправности стартера

Если при включении стартера не слышно щелчка тягового реле и двигатель стартера не работает, проверьте, подается ли напряжение на клемму 50. При запуске двигателя напряжение на клемме 50 должно быть не менее 10 В. Если напряжение ниже 10 В, проверьте электрическую цепь питания стартера. Для проверки состояния электрической цепи стартера выполните следующие действия.

Затяните ручной тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Включите зажигание.

Используя дополнительный провод сечением 4 мм2, соедините клеммы 30 и 50.

Если двигатель стартера начинает вращаться, значит, неисправна электрическая цепь питания стартера.

ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Стартер не работает

Разряжен аккумулятор Зарядите аккумулятор.
При соединении клемм 30 и 50 стартер начинает работать Восстановите электрическую цепь питания стартера.
Обрыв или замыкание на массу провода стартера Проверьте состояние проводов и, при необходимости, замените их.
Уменьшение тока из-за слабого крепления или окисления контактов проводов Очистите контакты и надежно закрепите провода.
Отсутствует напряжение на клемме 50 тягового реле Обрыв электрической цепи питания стартера, который необходимо восстановить.

Стартер вращается медленно и не проворачивает коленчатый вал двигателя

Разряжен аккумулятор Зарядите аккумулятор.
Уменьшение тока из-за слабого крепления или окисления контактов проводов Очистите контакты и надежно закрепите провода.
Угольные щетки недостаточно плотно прилегают к коллектору или имеют дефекты Проверьте состояние и, при необходимости, замените угольные щетки.
Угольные щетки не входят в контакт с коллектором Замените угольные щетки.
Рабочая поверхность коллектора имеет повреждения Перешлифуйте рабочую поверхность коллектора или замените якорь.
Напряжение, подаваемое к стартеру менее 10 В Проверьте реле стартера или тяговое реле.
Неисправно тяговое реле Замените тяговое реле.

Стартер работает нормально, но не проворачивает коленчатый вал двигателя

Загрязнение или дефект приводной шестерни стартера Очистите или замените приводную шестерню стартера.
Изношен зубчатый венец маховика Замените маховик.

Не происходит расцепление шестерни стартера с зубчатым венцом маховика

Загрязнены или повреждены ведущая шестерня стартера или винтовая нарезка на валу стартера Очистите или замените ведущую шестерню или якорь стартера.
Неисправно тяговое реле Замените тяговое реле.
Уменьшилась упругость или сломалась возвратная пружина Замените возвратную пружину.

Стартер продолжает работать после выключения его ключом зажигания

Пригорание контактов тягового реле Немедленно выключите зажигание или снимите провод массы с аккумулятора.
Замок зажигания не отключает стартер Немедленно снимите провод массы с аккумулятора и замените замок зажигания.