Покрышки Nokian Hakkapeliitta. Сравнение шипованных и не шипованных зимних шин

Покрышки "Hakkapeliitta" (в переводе с финского означает "Старый солдат") ассоциируются с образом шипованного колеса. Во венком случае, у автомобилистов из России и Скандинавии.

В этом сезоне "Nokian Tyres" сломала давнюю традицию. На рынках северных стран появилась новейшая модель зимней покрышки "Hakkapeliitta", но... без шипов. Прежнее имя, новая роль. Похоже, финны намекают, что по ходовым качествам новинка не уступает старым добрым шипованным "Hakkapeliitta". Так ли это? Для ответа на этот вопрос корреспондент "Клаксона" отправился за Полярный круг, в Лапландию, на ультрасовременный полигон "Nokian Tyres".

нокиан хакапелетта

Мистер "Кью"

Новинка обозначается литерой "Q" (по-английски читается "Кью"). "Hakkapeliitta Q" создавалась специально для России и стран Скандинавии как вероятная альтернатива шипованной покрышке. Поэтому организаторы теста не ограничились одной лишь пробой "Hakkapeliitta Q". Как точка отсчета, как опора для сравнения нам были предоставлены автомобили-двойники, обутые в классические "Hakkapeliitta 1", которые были и остаются одним из лучших образцов зимней шипованной резины.

Условия для проведения теста были идеальными: в нашем распоряжении оказался практически весь полярный полигон "Nokian Tyres", где имеются все типы зимних дорог. В качестве "носителей" покрышек организаторы выбрали переднеприводные седаны "VW Passat". На сегодняшний день это самый распространенный тип автомобилей.

- Начнем с торможения, - выдохнув в морозный воздух клуб пара, сказал инструктор, а затем... Этот господин начал насиловать мое подсознание, куда давно и намертво вбиты две вещи, касающиеся грамотного торможения. Первая - торможение должно быть плавным и прогрессирующим. Второе - нельзя тормозить на нейтрали. Инструктор требовал сделать все наоборот: выключить передачу и резко ударить по тормозу. Только тогда в полной мере проявятся истинные качества покрышек.

Через минуту я, наконец, сообразил, что - да! - все правильно. Если не поставить автомобиль на "нейтраль", в процессе торможения будет замешан двигатель. У разных моторов разные тормозные моменты: шесть цилиндров тормозят по-другому, нежели четыре, а дизели - это вообще чемпионы по остановке автомобилей...

Сначала тормозим на "Hakkapeliitta Q". Стрелка спидометра добралась до отметки "60". Впереди простирается длинная ледяная гладь. Выжимаю педаль сцепления, переключаюсь на нейтраль (о, боги!) и резко бью по педали тормоза. Под скрежет АБС мой "Passat", словно громадная хоккейная шайба, с шелестом заскользил по замерзшему озеру...40, 60, 80 метров... Наконец, на 105-метровой отметке машина застывает. Повторяю заезд. Результат почти такой же, ровно 100 метров. Пересаживаюсь в автомобиль, обутый в шипованную "Hakkapeliitta 1". Торможение ощутимо эффективнее. Мой лучший результат таков - 80 м. Подобный исход был предрешен. Здесь трудно придумать что-либо новое. Нешипованные покрышки, пусть даже наиновейшие, в торможении на льду однозначно уступят шипованным.

Напоследок я вновь сел за руль "Passat", обутого в "Hakkapeliitta Q". И опять повторил упражнение. Правда, длина тормозного пути меня сейчас не интересовала. Сейчас, давя на педаль тормоза, я постарался объехать воображаемого пешехода. О, это уже интересно! Даже на чистом льду автомобиль более-менее повинуется водителю. Возможно, здесь скрывается одна из изюминок "Hakkapeliitta Q", отличающая ее от других нешипованных зимних покрышек...

Тише едешь - дальше будешь

Эту поговорку лишний раз подтвердили испытания на извилистой ледяной трассе. Сражение с поворотами начинаем с нешипованной "Hakkapeliitta Q". Разогнавшись под 40 км/ч, я попытался прописал вираж, но... Реакция на руль - нулевая. Автомобиль несет прямо на снежный барьер. Отпускаю газ и рулем пытаюсь "поймать" машину.. Поздно! Через мгновение "Passat", подскакивая и поднимая снежную пыль"перелетает бортик и развернувшись на на триста шестьдесят, застывает на месте. Так, начинаем сначала. Вытерев взмокший лоб, пробую еще раз пройти этот участок, но уже на 30 км/ч. Машину немного сносит, но траектория легко выправляется поворотом руля и педалью газа.

Теперь пересаживаюсь на шипованную "Hakkapeliita 1". Опять разгоняюсь до 30 и ...без труда прохожу опасный поворот. Шипы прекрасно удерживают машину. Повторяю маневр на 40 км/ч. Если при такой скорости на "Hakkapeliitta Q" я вылетел с дороги, то сейчас, на "Hakkapeliitta', миновал поворот вполне благополучно. На обочине я вновь оказался, когда скорость прохождения подобралась к 60...

Позже, разбирая с коллегами подобнее критические ситуации, мы пришли к мнению, что езда на шипованной резине требует определенных навыков. "Пересев" на шипы и ощутив под собой более надежную опору, не стоит успокаиваться. Да, шипованные срываются в занос позже. чем нешипованные. Однако и реакция у них на руль и на газ оказывается более острой. автомобиль становится строже в управлении. В итоге сокращается время, отводимое водителю на исправление ошибок. От него требуется большее мастерство.

У нешипованной "Hakkapeliitta Q" срыв в занос на льду происходит раньше, однако реакция автомобиля на управление более плавная. У водителя больше времени на осмысление ситуации. Словно вам надо поймать падающий шарик, но в данном случае он летит вниз чуть медленнее. Такой сговорчивый характер "Hakkapeliitta Q" обусловлен применением технологии "Spiral Sipe System" ("Система спиральных ламелей"). Суть ее в том, что каждая шашка протектора "Hakkapeliitta Q" формируется из множества плоских, со спиральным изгибом элементов (ламелей), которые словно "присасываются" к дороге. За счет их большого количества (около 2.000) обеспечиваются хорошая устойчивость на прямой и плавность ходовых характеристик.

На обычной зимней дороге - например, укатанный снег со вдавленной в него гравийной крошкой, - разница между "Hakkapeliitta Q" и "Hakkapeliitta 1" практически нивелируется. Повороты все "Passat" проходили примерно одинаково. Правда, до того момента, когда на вираже не окажется пятна наледи. Здесь "шиповки" вновь на высоте.

Снежная крутизна - не для шипов

Забавно, но в реальной жизни часто создаются ситуации, которые категорически запрещают "создавать" в тепличных условиях автошкол. Например, нельзя останавливаться на крутом и скользком подъеме (последующее трогание проблематично и опасно). Однако заторы, неразумно размещенные светофоры и нерадивые дорожники частенько загоняют нас в подобную ситуацию. Давайте ее проимитируем.

Скользкая крутизна - не для шипов. К такому выводу я пришел, когда попытался тронуть обутый в шипованные покрышки "Passat" на крутом заслеженном склоне. Ну, прям подъем перед переездом в родных Мытищах наутро после снегопада... Колеса, приводимые в движение двухлитровым высокооборотным двигателем, упрямо не желали цепляться за укатанный снег. Стальные "когти" шипов впустую полосовали и рыхлили его. Машина медленно отползала назад, к откосу. Я не стал дальше испытывать судьбу: дернул за "ручник" и вызвал "техничку". С ее помощью стронулся с места и, набрав скорость, одолел затяжной подъем.

Затем пересел в автомобиль с нешипованной "Hakkapeliitta Q" и на середине подъема опять начал искать приключений. Остановился и попытался тронуться. И тронулся! Не с первой попытки, но довольно быстро. Сейчас сказалось преимущество более мягкого протектора "Hakkapeliitta Q , его способность "присасываться" к покрытию. Будь склон обледенелый, то, на мой взгляд, без шипованных покрышек преодолеть его удалось бы едва ли.

Наконец, тесты на спецплощадках закончены. Но это еще не все. Предыдущие заезды были лишь прелюдией к завершающему этапу испытаний. Им стала гонка по 15-километровой лесной трассе полигона.

- Теперь вы можете попробовать обе модели покрышек на реальной дороге, - наставлял нас перед стартом тест-менеджер Еэро Миккола. - Здесь все вперемешку: и лед, и снег, и гравий... Трасса незнакомая, так что будьте осторожны.

Каков вывод?

Вышеупомянутая "гонка" по разнокалиберным дорогам подкрепила, в общем, уже сформировавшийся вывод. Новая "Hakkapeliitta Q" - превосходная модель нешипованной обуви для автомобиля. Очередной сдвиг в эволюции зимних покрышек. Однако нельзя ожидать от нее революционно новых ходовых качеств. И нельзя рассматривать в качестве стопроцентной замены традиционным "шиповкам". Например, у "Hakkapeliitta 1" остается явное преимущество перед "Hakkapeliitta Q" при вождении по льду. На шипованной резине легче и безопаснее проходятся повороты с наледью.

При выборе резины учтите, что "Hakkapeliitta 1" в итоге неплохо ведут себя на чистом асфальте. Это одна из немногих моделей покрышек, в которых используется система "плавающих" шипов. Принцип ее действия состоит в том, что при плюсовой температуре (когда вероятен голый асфальт) шипы утапливаются в протектор. А когда на, дворе мороз (и следует ожидать снега и льда), они выползают наружу.

Правда, в больших российских городах чистый асфальт часто сочетается С сильными морозами, что сводит на нет преимущества "плавающих" шипов. Поэтому для горожан предпочтительнее"новейшая "Hakkapeliitta Q". Она удобнее в условиях мегаполисов, где мостовые посыпают солью и выпавший снег нередко превращается в мокрую кашу.

В провинциях, где больше заснеженных дорог, я бы сохранил верность шипованной "Hakkapeliitta 1". Эта модель резины также выгоднее в районах с неустойчивым климатом, где температура постоянно плавает вокруг нуля и дороги периодически покрываются льдом.

Юрий ВАСИЛЕНКО