Механическая коробка передач - описание, снятие и установка

Основная информация

Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя и движении автомобиля задним ходом. Кроме того, коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.

Детали коробки передач размещены в картере, который болтами привинчен к задней части двигателя.

Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на входной вал коробки передач. Выходной вал коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к приводным валам. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизато ра, в результате чего шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.

Коробка передач представляет собой очень сложный агрегат и ее ремонт необходимо производить в специализированной мастерской. Также при снятии и установке многих деталей необходимо измерить зазоры и, при необходимости, отрегулировать их, для чего необходимо использование соответствующих регулировочных прокладок и шайб. Мало того, что детали коробки передач отсутствуют в продаже и их необходимо заказывать, они еще чрезвычайно дороги. Если коробка передач неисправна или работает с сильным шумом, ремонт коробки передач желательно поручить специалисту или заменить коробку передач, что может стоить значительно дешевле. Однако часть неисправностей коробки передач может быть устранена без снятия коробки передач с автомобиля.

Однако, несмотря на все сложности, опытный специалист может произвести ремонт коробки передач и в домашних условиях. При этом необходимо иметь специальные инструменты и выполнять работу последовательно, шаг за шагом отмечая выполненные операции. При ремонте коробки передач необходимо использовать специальные плоскогубцы для снятия стопорных колец, съемники для подшипников, инерционный молоток, набор пробойников, микрометр и гидравлический пресс.

Перед снятием коробки передач постарайтесь наиболее точно определить неисправность коробки передач, что в дальнейшем значительно облегчит ремонт.

Снятие МКП

Для снятия коробки передач необходимо поднять автомобиль и закрепить его в этом положении. Также необходимо использование стационарного домкрата.

1. Снимите провод массы с аккумулятора.

2. Извлеките из кронштейна расширитель ный бачок системы охлаждения и, не отсоединяя от него шланги, переместите его в сторону.

3. Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок, расположенный между воздушным фильтром и двигателем.

4. Отпустите болты крепления правого переднего колеса, затем поднимите автомобиль и снимите правое переднее колесо.


5. Снимите нижнюю полоску крепления брызговика двигателя.

6. Снимите верхний кожух двигателя.

7. Отвинтите и снимите приемную выхлопную трубу и катализатор.


8. Отвинтите болты и снимите защитные кожухи правого и левого приводных валов.

9. Отвинтите болты и отсоедините внутренние шарниры приводных валов от коробки передач. Используя мягкую проволоку, привяжите внутренние концы приводных валов к кузову .

10. Снимите стартер.


11. Отвинтите болт (А), крепящий тягу управления коробкой передач и снимите тягу с коробки передач. Вывинтите болт (B) и отсоедините тягу переключения передач от коробки передач.


12. Отсоедините от коробки передач электрические разъемы тахометра (A) и света заднего хода (B) .

13. Отсоедините шину заземления от коробки передач.


14. Вывинтите болты крепления коробки пе редач к двигателю, оставляя на месте болты А и В, которые необходимо вывинтить в последнюю очередь.


15. Установите под коробкой передач специальный подъемник VAG1383А с кронштейном 3282 и регулировочной пластиной 3282/10 для коробки передач 012/01А. Закрепите коробку передач на кронштейне и регулировочной пластине.
При отсутствии специальных приспособ лений для снятия коробки передач поддержите коробку передач домкратом через деревянный брусок.


16. Отвинтите болты крепления правой (А) и болт крепления левой (В) опор коробки передач .

17. Отвинтите оставшихся два болта (А и В), крепящих коробку передач к двигателю .

18. Переместите коробку передач от двигателя и опустите ее на 15 см для того, чтобы открылся доступ к рабочему цилиндру сцепления.


19. Отвинтите рабочий цилиндр сцепления и, используя мягкую проволоку, подвяжите его к кузову. Не отсоединяйте от рабочего цилиндра сцепления гидравлический шланг и не нажимайте педаль сцепления .

20. Соблюдая осторожность, опустите коробку передач и извлеките ее из-под автомобиля.

Установка МКП

Расположение и моменты затягивания болтов крепления коробки передач на моделях с четырехцилиндровым двигателем

ПОЗИЦИЯ

БОЛТ

МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ

1

М12х75

65 Нм

2

М12х110

65 Нм

3

М12х90

65 Нм

4

М12х67

65 Нм

5

М10х135

45 Нм

6

М10х45

45 Нм

А

Направляющие втулки


Расположение и моменты затягивания болтов крепления коробки передач на моделях с пятицилиндровым двигателем

ПОЗИЦИЯ

БОЛТ

МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ

1

М12х75

65 Нм

2

М12х130

65 Нм

3

М12х45

45 Нм

4

М12х70

45 Нм

5

М10х60

45 Нм

6

М10х80

65 Нм

А

Направляющие втулки


Расположение и моменты затягивания болтов крепления коробки передач на моделях с шестицилиндровым двигателем

ПОЗИЦИЯ

БОЛТ

МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ

1

М12х97

65 Нм

2

М12х90

65 Нм

3

М12х80

65 Нм

4

М12х45

45 Нм

5

М10х135

65 Нм

А

Направляющие втулки


Расположение и моменты затягивания болтов крепления опор коробки передач

ПОЗИЦИЯ

БОЛТ

МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ

1

М10х30

40 Нм

2

М10х35

40 Нм

3

М8х20

20 Нм

  Картеры коробки передач могут быть изготовлены как из алюминиевого, так и из магниевого сплава. Если картер коробки передач изготовлен из магниевого сплава, около маслосливной пробки имеется надпись Mg Al 9 Zn 1. Если на автомобиль устанавливается коробка передач из магниевого сплава, необходимо согласовывать все детали, подсоединяемые к коробке передач, в том числе и болты крепления коробки передач, которые должны быть покрыты специальным защитным слоем. Если не согласовывать детали, подсоединяемые к картеру коробки передач из магниевого сплава, то картер подвергнется воздействию коррозии.

1. Проверьте состояние сцепления.

2. Очистите шлицевую часть первичного вала коробки передач и смажьте тонким слоем специальной смазки на основе дисульфида молибдена.

  Слой смазки должен быть тонким и равномерным, так как в противном случае при работе сцепления излишняя смазка будет отбрасываться на рабочие поверхности сцепления, что может нарушить его работу.

3. Нанесите тонкий стой смазки на основе дисульфида молибдена на головку толкателя, сопрягаемую с рычагом выключения сцепления.

4. Проверьте, что в блоке цилиндров двигателя установлены направляющие втулки для центрирования коробки передач.

5. Приподнимите коробку передач к двигателю и установите рабочий цилиндр сцепления.

6. Переместите коробку передач к двигателю, при этом входной вал коробки передач должен войти в пазы диска сцепления. Для совмещения шлицов входного вала коробки передач со шлицами диска сцепления, возможно, придется незначительно провернуть коленчатый вал двигателя. При установке коробки передач входной вал не должен висеть на диске сцепления.

7. Переместите коробку передач вперед, чтобы картер сцепления установился на направляющие втулки блока цилиндров.

8. Вставьте болты, крепящие коробку передач к двигателю, и на этом этапе затяните болты крепления коробки передач моментом 25 Нм.

9. Установите стартер.

10. Затяните болты крепления коробки передач к двигателю требуемым моментом.

11. Подсоедините шину заземления к коробке передач.

12. Ввинтите и затяните в последовательности 1, 2, 3 болты крепления опор коробки передач, смотрите рисунок – Расположение и моменты затягивания болтов крепления опор коробки передач.

13. Снимите приспособление для поднятия коробки передач.

14. Подсоедините к коробке передач приводные валы.

15. Установите защитные кожухи приводных валов и закрепите их болтами, затянув их моментом 20 Нм.

16. Установите и привинтите к коробке передач тягу управления моментом 20 Нм и тягу переключения моментом 40 Нм.

17. Подсоедините к коробке передач электрические разъемы тахометра и света заднего хода.

18. Установите приемную выхлопную трубу.

19. Установите на место расширительный бачок.

20. Установите воздушный патрубок с измерителем потока воздуха и закрепите его хомутами.

21. Подсоедините провод массы к аккумулятору.

22. Проверьте и, при необходимости, доведите до нормы уровень масла в коробке передач.

23. Установите верхний кожух двигателя.

24. Установите нижний брызговик двигателя.

Осмотр КПП на утечки

Утечки масла из коробки передач возможны в следующих местах:

 – вместе соединения приводного вала к коробке передач;
 – около маслосливной пробки;
 – около пробки маслозаливной горловины.

Для определения места утечки масла выполните следующие действия.

1. Очистите картер коробки передач.

2. Возможные места утечек покройте тонким слоем мела или талька.

3. Совершите пробную поездку на расстояние около 30 километров.

4. Поднимите автомобиль на подъемнике или над смотровой ямой и по подтекам масла определите место утечки масла.

5. Устраните утечку и залейте масло в коробку передач.